Герой правдоискатель в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита» - сочинение

В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно-полезно…
Ф. М. Достоевский

Счастье и радость жизни…в правде…
А. П. Чехов

            Для литературы XX века характерно усиление философского начала. Авторы многих произведений, не проповедуя какую-либо определенную концепцию, пытаются понять, что есть добро и зло, правда и справедливость. Такое же философское осмысление получает и тема правды в творчестве — тема, ставшая одной из самых важных в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Кто такой герой-правдоискатель? Это человек, который ищет правду, в том числе и правду в искусстве — этой немаловажной сфере человеческой жизни.

             «Мастер и Маргарита» — сложный как в композиционном, так и в идейном отношении роман. Здесь причудливым образом сочетаются реалистический и фантастический пласты повествования. Тема правды в искусстве также раскрывается в романе на разных уровнях. На бытовом уровне перед нами рассказ о жизни современных писателю литературных кругов. Кто же они, эти люди, которые так гордятся своей принадлежностью к творческой элите? Творческая интеллигенция тогдашней России представляет собой, в сущности, мир обывателей. Все устремления творческих людей сводятся к тому, чтобы отведать судачков в знаменитом московском Доме творчества, который все называют «Грибоедов», да получить путевочку на летний отдых в подмосковный поселок литераторов. Мысли поэта Двубратского, поэтессы Тамары Полумесяц или Настасьи Непременовой, пишущей морские батальные рассказы под псевдонимом «Штурман Жорж», только о том, почему литератор Лаврович живет на Клязьме один в шести комнатах и обедает в столовой, которая «дубом обшита». Все эти «творческие люди» удивительно напоминают обывателей из сатирических рассказов Зощенко. Поиски правды в искусстве — пустая фраза для них. Вернее, нет, не совсем пустая. Она наполнена обывательским смыслом — за ней стоит возможность иметь различные жизненные блага, которые можно получить вместе со званием «писатель, член МАССОЛИТа». Старинный особняк превратился в чиновничью контору: рыбно-дачная секция, спорткружки, путевки. Какое отношение это имеет к творчеству? Лишь на мгновенье (после обидных слов Ивана Бездомного) тридцатидвухлетний поэт Рюхин понимает, что он не состоялся как художник. «Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи», — говорит он сам себе. Но тут же продолжает: «Что-нибудь особенное есть в этих словах „Буря мглою…“? Не понимаю!.. Повезло». Да, действительно, по мнению Рюхина, Пушкину повезло точно так же, как красноармейцу, которому белогвардеец прострелил «бедро и обеспечил бессмертие» — ему навеки поставлен памятник. Для критика Латунского или поэта Рюхина не столь важно, о чем и как они пишут.

            Главное, чтобы это соответствовало указанию сверху, было правильным в идеологическом отношении и давало возможность принадлежать к своеобразному «высшему свету» — творческой интеллигенции. Возглавляет МАССОЛИТ, одну из крупнейших московских литературных ассоциаций, Михаил Александрович Берлиоз. Этот умный, интеллигентный человек руководит глупыми и бездарными людьми, за что и был наказан Воландом. За время пребывания в Москве булгаковский сатана со своими помощниками успевает растревожить покой московских обывателей, выставить на осмеяние нелепость советских учреждений и пороки отдельных лиц. Всех писателей МАССОЛИТА объединяет не призвание, а обладание заветным членским билетом, «коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой».

             Всем этим, с позволения сказать, художникам в романе противостоит герой-правдоискатель. Мастер — писатель подлинный, настоящий. Он написал только одно произведение — роман о Понтии Пилате. Тот самый роман, который никак не мог соответствовать идеологическим установкам тогдашнего государства. Воинствующий атеизм не признавал ничего, кроме осуждения и разоблачения религии. Именно это единственное произведение Мастера, даже не напечатанное, да к тому же еще и сожженное автором, вызвало бурный протест московских литераторов. Нам неизвестно имя этого
	

человека. Мы знаем его как просто Мастера — художника с большой буквы. Сам он говорит про себя: «Я — мастер… У меня нет больше фамилии». Булгаков стремится сказать нам, что любой художник достоин называться Мастером, если он провел свою жизнь в исканиях и сохранил свой дар в чистоте. Все тот же поэт Рюхин высказывает, в сущности, очень верную мысль, рассуждая о том, отчего его стихи дурны: «Не верю я ни во что из того, что пишу!». А вот Мастер верит, и в этом, по мнению Булгакова, его главное достоинство.

            Процветающие собратья Мастера по перу, напротив, всегда стремились подделываться под указания сверху, пренебрегая правдой. Недаром Коровьев насмешливо говорит гражданке, проверяющей документы у входа в Дом писателей: «Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет». Чтобы понять, что Достоевский писатель, не нужно видеть его удостоверение, нужно лишь взять пять страниц из его романа и убедиться в его настоящем творческом даре. «Я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было», — верно замечает Коровьев. Бездарностей много, а подлинно творческих людей — единицы. В романе Мастер вообще один. Лишь Иван Бездомный, возможно, пойдет по его пути, став учеником Мастера. Еще при первой встрече Мастер сказал ему, что не нужно писать того, что не является правдой. Когда же они встречаются в последний раз, то Иван клянется, что никогда больше не будет писать плохие стихи. «Я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял», — говорит он. Таким образом, сопоставление двух типов художников — мастеров, представленных в романе Мастером и Иваном, и пишущих на потребу дня или публики (все остальные «литераторы») выходит на философский уровень осмысления сущности творчества. Что такое правда в искусстве, кто является подлинным художником в самом высоком смысле этого слова — вот те вопросы, которые пытается решить в романе автор. Мастер, по Булгакову, — это типичный правдоискатель. Мастеру пришлось пережить травлю в прессе, он попал в сумасшедший дом и даже потерял (на какое-то время) любимую женщину. Однажды он признается Маргарите: «Я ничего не боюсь, Марго… не боюсь, потому что уже все испытал». Для того чтобы художник сказал людям правду, нужно, чтобы и сам он пережил нечто значительное.

             Нужно отметить некоторую похожесть Мастера на Иешуа. Они оба бездомны, оба были преданы и арестованы. Их роднит правдивость и неподкупность, преданность своей вере, своей идее. Этим параллелизмом Булгаков усиливает образ Мастера-правдоискателя, хотя нужно отметить, что правдоискательство главного героя имеет несколько пассивный характер. Он сжигает роман и, в сущности, опускает руки. Он всей душой ненавидит людей, утверждающих ложь в искусстве, и не идет на сделку с совестью, однако он не в состоянии и реально противостоять им.

             Самым важным событием в жизни Мастера стала его любовь к Маргарите. За поиски правды в искусстве автор как бы награждает своего героя настоящей любовью. Тот, кто способен сказать правду, кого не привлекают проторенные пути ложного искусства, кого не смогли заставить отказаться от изображения правды, тот имеет право получить в дар подлинную любовь. Роман Булгакова — это не только произведение об искусстве, оно также и о любви. Маргарита становится музой для Мастера. Именно в этом отношении мне хочется вспомнить Платона, которому приписывается стихотворение об Эроте (или Эросе) — древнем боге любви:

Древние же называли Птеротом его За то, что расти заставляет он крылья.

             «Птерон» — по-древнегречески — «крыло». Имя «Птерот», образованное от птерон и Эрот, возникает у Платона не случайно. Он всегда считал, что любовь, если она настоящая (в определении философа — «Урания», то есть небесная), преображает человека, ведет его к пониманию добра и правды, а также наделяет его творческими возможностями. Мастер — человек правды в любви и искусстве. Через правду можно прийти к настоящей любви, а через любовь — к подлинному искусству.

            Творчество, правда, добро и любовь неотделимы — вот выводы, к которым приходишь, читая роман Булгакова.

             Роман «Мастер и Маргарита» — главное произведение Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Мастер, как и сам писатель, не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной. Во время сталинской диктатуры трудно было ожидать чуда. Не случайно из трехсот рецензий, опубликованных на его произведения, двести девяносто восемь были разгромными. Из критиков лишь немногие сумели по достоинству оценить рукопись «Мастер и Маргарита». Анна Ахматова сказала о Булгакове: «Он гений». 







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мастер и Маргарита > Герой правдоискатель в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита»