Семья Мармеладовых и ее роль в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» - сочинение



Роман Федора Михайловича Достоевского «Пре­ступление и наказание» — одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором ав­тор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, о ее страданиях, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей — матери, сестры, друга.

Достоевский справедливо утверждал, что вер­нуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеко­ненавистническим идеям, о чистившись страданием.

Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих геро­ев, как тонко постиг человеческий характер, с ка­кой гениальностью поведал о нравственных потря­сениях главного героя.

Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в «Преступлении и нака­зании» много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александров­на, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.

Семья Мармеладовых играет особую роль в ро­мане. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исст­радавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, му­читься вместе с ним, спасли Раскольникова. Да, Со­ня — «блудница», как пишет о ней Достоевский, но она б ы л а вынуждена продавать себя, чтобы спас­ти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться челове­ком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь пе­ред ней был яркий пример отца, опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни.

Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справед­ливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные фи­лософские рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой «несколько, книг содержания романтического», которая видит вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, раз­врат и горе человеческое?

Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Рас­кольников, не приняв умом, религиозности Сони, сердцем решает жить по ее убеждениям. Но если образ Сони представляется нам  на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча, и ма­чеху, Катерину Ивановну, с ее тремя маленькими детьми мы видим лишь в нескольких эпизодах. Но эти немногочисленные эпизоды необыкновен­но значимы.

Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова^ и Родиона Раскольникова происходит в самом нача­ле романа, именно тогда, когда Раскольников решил­ся на убийство, однако не уверовал до конца в свою «наполеоновскую» теорию. Родион находится в ка­ком-то лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но кажется нереальным, он поч­ти ничего не видит и не слышит. Мозг сверлит только один вопрос: « Быть или не быть? » Для Раскольникова Мармеладов — просто пьяненький завсегдатай рас­пивочной. Но, поначалу невнимательно слушая моно­лог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием. Этот грязный, утративший человеческое достоинст­во отставной чиновник, обворовывающий собствен­ную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоми­нается ему. В Семене Захарыче сквозь его оттал­кивающую внешность все же проглядывает что-то человеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положе­ние. Он не винит жену в том, что она, может быть, са­ма того не желая («не в здравом рассудке сие сказа­но было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей неевших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле...»), толкнула Со­ню на улицу. Дочь же Мармеладов вообще считает святой. Семен Захарыч раскаивается в своей «слабо­сти», ему тяжело видеть голодных детей и чахоточ­ную Катерину Ивановну. В запальчивости он кричит: «...Я прирожденный скот!»

Мармеладов — слабый, безвольный человек; но он, возможно, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость. Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит же­ну и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка. Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслуша­ли без насмешки и хотя бы попытались понять. Соня смогла понять убийцу-Раскольникова, значит, и Мармеладов заслуживает если не оправдания, то по крайней мере сострадания.

Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во мно­го раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Се­мена Захарыча. Соня находит утешение в молит­вах, в Библии, а ее отец, хоть и ненадолго, забыва­ется в кабаке. Катерина Ивановна же — натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно раз­витое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непонима­нию ее поведения окружающими.

О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча ав­тор «Преступления и наказания» рассказывает для того, чтобы читатель почувствовал ту душную, невы­носимую атмосферу Петербурга 60-х годов XIX ве­ка, в которой вынуждены были жить социальные ни­зы общества. А ведь к ним принадлежал главный ге­рой романа, и теория «сверхчеловека» родилась именно в такой обстановке.

Широко известен термин «Петербург Достоевско­го». В «Преступлении и наказании» «Петербург До­стоевского» — это увеселительные заведения, каба­ки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: «пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных...», комна­ты — «гробы» в полуразвалившихся домах.

Семья Мармеладовых — одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако роль семьи Мармеладовых не ограничива­ется лишь созданием фона, на котором развива­лась трагедия Родиона Раскольникова. Ф. М. До­стоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчер­кивает контрасты современной ему действительно­сти с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, по­жалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых читатель ясно видит Достоевского-гуманиста с его любовью к «маленьким людям» и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Семья Мармеладовых и ее роль в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»