Сказки М Е Салтыкова Щедрина как политическая сатира 2 - сочинение

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского наро­да, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и укоренившиеся в психологии людей. Сатирик кри­тиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию.

Произведения Щедрина при всем их жанровом многообразии — романы, хроники, повести, рас­сказы, очерки, пьесы — сливаются в одно огромное художественное полотно. Оно изображает целое историческое время, подобно «Божественной ко­медии» Данте и «Человеческой комедии» Бальзака. Но изображает его автор в могучих сгущениях тем­ных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя всегда присутствующих (явно или скрыто) иде­алов социальной справедливости и света.

Трудно представить русскую классическую лите­ратуру без Салтыкова-Щедрина. Это во многом со­вершенно своеобразный писатель. «Диагност наших общественных зол и недугов», — так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. В мо­лодости сосланный в Вятку за свои ранние произве­дения, Михаил Евграфович обязан был служить, что помогло ему досконально изучить чиновничество, понять несправедливость порядков, узнать жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, Салтыков-Щедрин убедился, что Российское госу­дарство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому писатель проникся уважением. Вершины художественной выразительности он до­стиг в небольших сказках « для детей изрядного воз­раста». Эти сказки, как правильно отмечали цензо­ры, — самая настоящая сатира.

Если Гоголь верил в то, что его сатира поможет исправить некоторые недостатки в государствен­ном устройстве России (т. е. подправить кое-что, и будет хорошо), то демократ Щедрин приходит к выводу, что надо разрушить старую Русь, и призы­вает к этому в своих произведениях.

Жанр сказок, в которых талант сатирика раскрыл­ся во всем блеске, позволял скрыть истинный смысл произведения от цензуры. В сказках Щедрин говорит об эксплуатации народа, дает уничтожающую критику дворянам, чиновникам — всем, кто жи­вет народным трудом.

В сказках Щедрина множество типов господ: по­мещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель представляет их часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает двух чиновников, которые попали на необитаемый остров. Два крупных чиновника всю свою жизнь прослужили в регистратуре, которую потом «за ненадобностью упразднили». Попав на остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг дру­га. Не окажись на острове мужика, бездельники так и пропали бы с голоду, хотя на острове было множе­ство плодов, рыбы и всякой живности. Насытив­шись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. «Вот как оно хорошо б ы т ь генералами — ни­где не пропадешь!»

Мужик показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит са­тирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужчину вить для себя же веревку (чтобы он не убе­жал). И тот покорно исполняет приказ.

В этой сказке Щедрин изобличает паразитизм, полную неспособность людей, которые давно от­выкли от труда. Генералам не приходит в голову, что эксплуатировать мужика — это позорно и безнрав­ственно, они твердо уверены в своем праве повеле­вать, убеждены, что на них должен кто-то работать. Щедрин пишет: Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег загребли, но и мужика не забыли, «выслали ему рюмку водки да пятак серебра: весе­лись, мужичина!»

Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одно­именной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холо­пий дух.

Наконец, мужицкий мир исчез, и остался поме­щик один-одинешенек. И, конечно, одичал. «Весь он... оброс волосами... а когти у него сделались как железные». Намек совершенно ясен: баре живут трудом крестьян.

Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он намекает на то, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные.

С такой же убежденностью Салтыков-Щедрин ра­зоблачает самодурство в сказке «Медведь на вое­водстве». Лев в свое дальнее воеводство для усми­рения «внутреннего супостата» посылает Топты­гиных. Под наместниками Топтыгиными Щедрин подразумевает ставленников самодержавия. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту. Первый и второй воеводы совершали разного рода злодея­ния: первый Топтыгин — мелкие (чижика съел), вто­рой — крупные, капитальные (забрал у крестьян ко­рову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что му­жики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в конце концов, лопнуло терпение му­жиков, и они расправились с воеводой. В картине этой расправы ясно видятся стихийные бунты крес­тьянства против своих угнетателей. Щедрин пока­зал, что недовольство народа обусловлено не толь­ко произволом наместников, но и порочностью всей царской системы, что дорога к благополучию наро­да лежит через свержение монархии.

Щедрин не уставал изобличать пороки самодер­жавия. В сказке «Орел-меценат» он показал отно­шение верхов к искусству, науке и просвещению. Писатель делает решительный вывод: «орлы для просвещения не нужны». В сказке «Премудрый пискарь» Щедрин высмеивает мещанство («жил дро­жал и помирал дрожал»). Также неравнодушен Сал­тыков и к идеалистам-утопистам (сказка «Карась-идеалист»). Писатель утверждает, что не словами, а решительными действиями достигается счастли­вое будущее, и сделать это может сам народ.

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен, смекалист. Мужик сделал из собствен­ных волос силок, чтобы поймать рябчика, а затем смастерил и лодку в сказке о генералах. Писателя-гуманиста переполняет горечь за свой многостра­дальный народ, который своими руками «вьет ве­ревку, которую ему потом накинут на шею угнетате­ли». Образ коняги из сказки Щедрина — символ порабощенного народа.

Не все в творчестве Щедрина интересно нам се­годня. Но по-прежнему дорог нам писатель своей любовью к народу, честностью, желанием сделать жизнь лучше.

Щедрина надо знать, надо читать. Он помогает понять социальные глубины и закономерности жиз­ни, высоко возносит духовность человека и нравст­венно очищает его.

Свой стиль Щедрин называет эзоповским, в каж­дой сказке присутствует пред-текст, много иносказа­ний. Тесно связаны сказки Щедрина с народным творчеством: он часто употребляет пословицы и яр­кие выражения. Литературное наследие Щедрина, как и всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему.

К Салтыкову-Щедрину с полным правом можно отнести пушкинскую фразу, сказанную в адрес Фонвизина: «сатиры смелый властелин». И если Фонвизин был одним из зачинателей русской сати­ры, то Михаил Евграфович Салтыков, писавший под псевдонимом Щедрин, стал ее вершиной.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Салтыков-Щедрин > Сказки М Е Салтыкова Щедрина как политическая сатира 2